koba_sam (koba_sam) wrote,
koba_sam
koba_sam

Category:

На мой век не осталось...

Вспомнил одну старую историю.

Ваш Коба.




Иду по коридору отдела, встречаю начальника отделения розыска.
Говорит:
- Во, как раз ты. Ну-ка, зайди…

Захожу, он кивает на стул, продолжает:
- Так, ты у нас, кажется, на больничном теперь? А чего здесь болтаешься?
- Ну да, на больничном. Так зашел, по глупости…
- Это верно, дураков работа любит. Ты давно был в театре?..

Смотрю на него с удивлением. Нет, так, в общем, ничего особенного. Нормальный вопрос. Только, не в таком контексте. И вообще…

Говорю:
- А причем тут – театр и работа? Меня что, в пожарники сцены переводят?

Усмехается, отвечает:
- Что-то вроде. Слыхал, у нас тут серия квартирных краж нарисовалась?
- И что? А я тут где?..

Для ясности – нужно знать следующее. В тот момент я работаю по линии борьбы с карманными кражами. И к этому отделу просто прикреплен, мое подразделение и мое начальство в другом месте.
Но это не значит, что я теперь затычка для каждой бочки.
Кадровый дефицит, это понятно.
Но причем тут я? Квартирными кражами вообще занимается отдельный сектор.
Да еще и театр какой-то…

Решаю аккуратно послать начальника отделения. Например, сославшись на медицинские показания больничного листа.

Продолжаю:
- И вообще… у меня процедуры всякие по два раза в день. В госпиталь езжу, отмечаюсь. И рука еще здорово болит.
- А там руки не нужны – купил программку, сиди – обмахивайся...

Вечером идем в театр.
Я и еще один парень, он тоже здесь прикомандированный.

Его «сослали на исправление», что-то накосячил у себя в подразделении. Что именно, не говорит. Темная история.
И даже основного места работы своего не называет. Хотя, секрет невелик – он из «семерки», на нашем профессиональном сленге – «грузчик».

Я его подкалываю, пока идем:
- Грузчики, подтягивайтесь, между «пятиной» и «девятиной» сейчас будем горячий груз взвешивать, не забывайте делать квитанции…

Он крутит пальцем у виска, всем видом показывает, что я спятил.
Говорит:
- Ты бы, паря, таблетку, какую выпил. Тебя в госпитале не долечили, ударился рукой, а повязку нужно на голову ставить. Грузчики – в магазине. Ты иди на свою «марку», «щипачей» на Ваню разводить…

Ржу. Поправляю:
- «Щипачей» на «марке», кажись, с НЭПа не видали, когда в «лопатнике» миллионами звенело. Там ширмачи теперь, чтоб ты знал, дети Шуры Балаганова, отставной козы барабанщики, колхозную трешку на круг из пятерых промышляют.
- Не гунди, не тупей некоторых прочих…

Он сейчас злой. Я пойду в театр, где тепло и чирикают нарядные барышни. А он будет болтаться на улице. А уже довольно свежо, пахнет морозом и ветер в проходных дворах жмет слезы из глаз.
Ну, судьба у «семерочников» такая. Знал, что выбирал.

Ухожу в театр.
На входе показываю специальный пропуск «Управление культуры при Красноярском крайисполкоме». Там, конечно, не сказано, кто я такой. Просто книжечка на предъявителя. Такие пропуска есть у нас, в КГБ и еще в нескольких хитрых организациях. Указано: «на два лица», ряд и места. На эти места билеты в кассах не продают, вечная бронь.

Что главное в театре?
Правильно, вешалка.

Здесь всегда оживленно, круговорот мехов и шляп, биноклей и программок, барышни пудрят у зеркала носы и «пижоны поправляют свой кис-кис», словами известной песни.

В театрах у гардероба – любимое место карманных воров.

Помните Петю-«Ручечника» из «Места встречи»?
Но там у Жеглова была другая задача. Нужно было взять Петю на факте кражи. А потом получить информацию о Фоксе под угрозой применения «расстрельной статьи».

А у нас – пока только догадки. Вернее, версии.
Опираются они, правда, на трезвый оперативный расчет.

В городе произошло несколько квартирных краж. «Обносят» хаты не рядовые. Берут золото, меха, деньги. В одном месте взяли даже несколько картин. То есть, работают выборочно, по наводке. А может, и по заказу.

Но вопрос пока не в том. Все квартиры открыты ключами. Дверей не ломают, отмычек не подбирают.

Получается, загадку имеем.

Потерпевших тщательно допросили.
Нет, ключи не пропадали.
Нет, знакомые и родственники дубликатов не имеют.
Нет, в жилконторы по ремонту замков не обращались.

Выходит, какой-то другой «ключик» у этой ситуации.

Наши опера, – а глупых здесь нет, – составили достаточно точный хронометраж событий. И пришли к выводу: все квартирные кражи совершены в промежутке между двадцатью и двадцатью двумя часами вечера. И все кражи совершены в пятницу, с промежутком в неделю.

О чем может такое говорить? Да в принципе, ни о чем конкретно.
Вернее сказать, вариантов масса.

Но это – только на первый взгляд.
А хорошие опера так не смотрят. Они пытаются уловить скрытые закономерности.

Так и здесь. Обдумали, выдвинули версию. Время совпадает с вечерними театральными спектаклями. Люди идут в театр, имея в кармане ключи от квартиры, документы и деньги. В гардеробе, понятно, оставляют верхнюю одежду, но забирают бумажники или кошельки с деньгами. Для буфета и для спокойствия души.

А вот ключи – вряд ли забирают. И кто-то может этим воспользоваться.

Но это все – только версия, голая схема.

А теперь, представьте реальную картину.
Несколько сотен человек плотно обступили стойки театрального гардероба. Носятся служительницы, принимая пальто и выдавая номерки. Кто-то напирает, кто-то нервничает, кто-то просит дать напрокат театральный бинокль.
В этой каше нужно отфиксировать человека, взявшего ключи из чужого кармана. Притом, человек такой – скорее всего, вор высокой квалификации. То есть, умеет взять, но вокруг не заметят.

Реально такого срисовать?
В принципе, да.

Но процент удачи – мизерный.
Единственное, что упрощает дело, этого вора не нужно задерживать на месте. Наоборот, «сделать квитанцию» и «грузить до хаты», как говорят в «семерке».
Иначе, прокол.

Предъявить вору кражу ключей – через три дня придется отпускать с извинениями. Скажет: «Начальник, играю в открытую калитку. Хотел взять гаманок, а зацепил эту байду на связке. Думал скинуть, а тут – ваши налетели…»

Умысел на квартирную кражу так не докажешь. Если брать, только с поличным, внутри хаты и с похищенными ценностями на кармане.

Пасусь у гардероба, пытаюсь играть нетерпеливого кавалера без дамы. В смысле, дама якобы опаздывает.
Играть я умею. Это вам не театр, условностей сценической роли и снисхождения публики тут не будет.
Карманники – народ покруче товарища Станиславского.
Они плохого актера срисуют и сами на раз-два.

Правда, не факт, что откажутся от задуманного. Просто выждут, когда отвернешься.
А если вдруг кто-то дернет ключи и «залепит скачок» на хату – отвечать уже мне. Значит, прошляпил.
А таких у нас списывают по профнепригодности.

Вижу парня, крутится в толпе.
Есть некоторые особенности и приемы перемещения, свойственные именно карманникам. Какие – не скажу, долго и неинтересно рассказывать.
Пытаюсь не терять его на визуальном контакте, но без расшифровки интереса к объекту. В театре это удобно, везде зеркала.

Все равно, не особенно получается. Народ все время в движении, парня от меня закрывают.
Ладно, лучше пропустить момент кражи, но не дать объекту повода к беспокойству.
Ухожу ближе к выходу, нервно поглядываю на часы, играю мимикой, показывая недовольство и раздражение.

Здесь всегда лучше держать в голове образ реального человека.
Ты вот договорился, торчал два часа в кассе, взял билеты – и такой облом без повода!
Выходит, тебя не любят!
Как минимум, не особенно торопятся...

И все это должно отражаться на морде твоего лица с яркой достоверностью.
Люди знают по себе – влюбленные превращаются в полных остолопов на бытовом уровне.
И такого заподозрить трудно.

Парень выходит из толпы, покупает программку и садится в уголок на кушетку. Значит, по карману сработал технично.
И ждет начала спектакля.

Кручусь еще несколько минут, звучит первый звонок.
Публика двигается в зал.
Моя барышня не явилась, это понятно даже ежику.

Демонстративно выдергиваю сигареты из кармана и выхожу на крыльцо.
Сквозь стеклянные двери холл все равно виден, этот деятель никуда не денется.

Делаю знак своему напарнику. Он явно оживляется.
Одно дело – морозить сопли за пустую идею, другое – участвовать в реализации дела с практическим результатом.

Появляется объект. Сомнений уже нет, он пришел сюда не спектакли в лорнеты разглядывать.

Парень заворачивает за угол и садится в стоящую «восьмерку».
Вижу краем глаза, как с другой стороны улицы бешено семафорит мой напарник.

Понимаю его жесты – нет связи!

У него рация на канале «грузчиков». И один экипаж должен ждать неподалеку на колесах. Как раз, для такого случая.
Но связи, получается, нет.
И вокруг – ни такси, ни случайных машин. Здесь вообще переулок, движение редкое.

Нужно немедленное решение.
Куда двинется объект, в какой именно адрес – неизвестно.
Терять его нельзя.
Рассчитывать на случайность – не та ситуация.
Пешком – не догонишь.
Пока дозвонишься до отдела, пока оттуда дернут по связи «грузчиков», объект уйдет из визуального контакта.
И все...

Дальше он очистит квартиру, а мы – пойдем с рапортами на увольнение.

Показываю напарнику жестом: «Задерживаем!»

Это еще не значит, представляемся и «крутим ласты».
Это – выходим на открытый контакт с целью оттяжки времени.

Напарник немедленно «включает пьяного».
Наваливается на машину объекта, стучит в стекло и требует прикурить.

Объект не реагирует, заводит двигатель.
Напарник встает перед капотом, показывая решительно – «не дашь прикурить – не поедешь».
В общем, вызывает на конфликт.
Это можно потом обыграть, если получится. Например, завяжется драка. Тут вмешаюсь я, как случайный миротворец.
Ну и дальше, по обстоятельствам…

Объект вдруг выскакивает из машины и бросается прочь по переулку.

Ну, теперь – без вариантов.

От меня убежать – нужно бегать по уровню сборной команды республики. Обычный человек думает, что бегает быстро. Ему это только кажется. Чтобы быстро бегать, много чего нужно, кроме желания и иллюзий.

Этот, кстати, решил, что он еще и боксер.
Ну и улетел в стенку дома через палисадник. И даже поднимается теперь не очень уверенно.
Берем его в наручники, тащим в отдел огородами, тут уже недалеко.

В отделе задержанного уводят к дежурному следователю.
Меня забирает к себе в кабинет начальник отделения, моет мозги за провал и расшифровку операции.
Правда, не особенно усердно моет.
Потому что результат еще не ясен.
Дело вполне может еще пойти на раскрытие.
Фигурант задержан, теперь грамотный следователь умеючи развалит его даже на косвенных фактах.

Часа в два ночи ухожу домой. Допрос еще не закончен, а мне здесь делать уже нечего.

Назавтра появляюсь в отделе, захожу к начальнику отделения. Он сидит, деловито заполняет какие-то бланки.

Спрашивает:
- Чего приперся? Иди, болей дальше, калеки тут без надобности пока…

- Как – чего? Узнать зашел, что там по реализации с нашим злодеем?

- Да ничего. Ну, в смысле, пустышка.
Стянул он ключ от этой «восьмерки», вот чего. То ли покататься, то ли приемник шопнуть.
А вы – не дали.
Ну и – «без завладения личным имуществом».
На него выписали «сотку» но он канючит, что ключи подобрал на полу. И вообще собирался вернуть владельцу, только не знал, кому там именно. Вот, мол, и полез в машину, чтоб прямо на торпеде ключи оставить. А вас увидел – испугался.

А пока с ним вошкались, «ночники» по сработке задержали на квартире в Октябрьском районе двух фраеров.
У одного бабка – в театре гардеробщицей. Только, в другом театре.

Но схема, понимаешь, как раз по версии сработала. Бабка брала ключи у кого скажут, передавала этим.
Они чистили хату, бабка возвращала ключи обратно.

Так что, болей дальше.
И скажи спасибо, если не позвоню в госпиталь.
Потому что, симулянта пригрели. Ты его с обеих рук приложил, когда задерживали. Это он подробно расписал следователю. Жаловаться, понятно, не будет, не те обстоятельства. Но ты – подумай на досуге. Другой раз не угадаешь, и вместо больничного выйдет путевка в исправдом…

- А чего, смотреть, как он машет? В другой раз пусть тоже думает, прежде чем на советскую власть прыгать.

- Ну, я предупредил. Все должно быть соразмерно. Советская власть не карает, а воспитывает.
А карают, знаешь, фашистов.
Да поздно ты родился, на твой век уже не осталось…


Subscribe

  • Жаль только, жить в эту пору прекрасную...

    Вот я бы хотел дожить до дня, когда Россию, наконец, накажут всерьез – перестанут летать транзитом над ее территорией (ок. 55 тыс. рейсов) и…

  • Красота спасет мир

    Как понимаю, по Минскому туристу не высказался уже только ленивый. И этот ленивый – я... Ваш Коба. Ладно, выскажусь. Не удивлюсь, если уже…

  • "Хрестоматия спорта"

    Я периодически подумываю, не написать ли мне эдакую «хрестоматию спорта»... Ваш Коба. В легкой художественной форме, – такая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Жаль только, жить в эту пору прекрасную...

    Вот я бы хотел дожить до дня, когда Россию, наконец, накажут всерьез – перестанут летать транзитом над ее территорией (ок. 55 тыс. рейсов) и…

  • Красота спасет мир

    Как понимаю, по Минскому туристу не высказался уже только ленивый. И этот ленивый – я... Ваш Коба. Ладно, выскажусь. Не удивлюсь, если уже…

  • "Хрестоматия спорта"

    Я периодически подумываю, не написать ли мне эдакую «хрестоматию спорта»... Ваш Коба. В легкой художественной форме, – такая…