Я никогда не имел прямого отношения к ГПС, но с пожарами сталкивался неоднократно…
Ваш Коба.
Зачастую, приезжал туда первым, работая патрульным. Много раз приходилось идти вместе с пожарными в разведку на задымленные объекты, это входило в наши обязанности косвенно – подразумевалось, что «милиция отвечает за все». Особенно, если речь шла о поджогах или пожарах, «возникших в результате нарушения общественного прядка».
Проще говоря, поступил вызов: «Соседи устроили попойку, потом драку, а теперь из их квартиры пахнет дымом». И все, изволь выяснять обстоятельства правонарушения на месте, невзирая на огонь вокруг – иначе, получишь взыскание за невыполнение служебных обязанностей. Дело пожарных – тушить, дело милиции – обеспечивать при этом общественный порядок и безопасность граждан, задерживать виновных и докладывать существо происшествия рапортом.
Кстати, был еще короткий период при Андропове, когда на каждого сотрудника милиции возложили обязанность участвовать вместе с инспекторами УГПС в «проведении профилактических осмотров объектов народного хозяйства и бытового назначения». Так что, и эта чаша меня не миновала, ставил свою подпись под актами, как миленький.
Правда, в ту пору о взятках не шло и речи. Бывало, пытались как-то «задобрить», но боялись пожарных, хуже огня. Помню несколько случаев, когда госпожинспектор недрогнувшей рукой запрещал эксплуатацию здания или даже целой фабрики – и никто принудить его к разрешению не мог: «Устраните нарушения, тогда и разговор дальше будет».
Вот примерно так обстояло дело в то время. А лично я – огня не боюсь от природы, боюсь воды. Хотя, один глоток угарного газа, и эффект будет такой же, как будто вдохнул под водой. Знаю, пробовал. Буквально выталкивает из стены дыма, трудно войти, такая там «плотная атмосфера».
Собственно, это все, что я знаю по своему опыту о пожарах, добавить нечего. Решают секунды, неправильно сориентировался – пропал.