Прежде, чем отвечать по существу, нужно определиться в понятиях…
Ваш Коба.
«Боевое искусство», это все, что связано с практикой боя. Именно боя, а не спортивного состязания. Отсюда вывод: все известные классические боевые виды единоборств – направлены именно на уничтожение противника или причинение ему тяжких увечий.
Вот это и есть «линия водораздела». Но она, как водится в жизни, условна. Дзюдо или карате, например, это виды спорта. Но в них есть много приемов, которыми соперника можно убить или искалечить.
Зачем нам эти рассуждения? Чтобы последовательно прийти к верному выводу. А это, при нынешнем многообразии всяческих школ и стилей – не так просто.
Понятно, что «всяк кулик свое болото хвалит». Но мы этому на слово верить не будем, как бы ни убедительно звучали такие слова и примеры эффективности.
В 1988-м, придя в только что созданный ОМОН в качестве начальника физподготовки, я встал перед вопросом: чему обучать бойцов, какую именно методику нужно взять за основу курса единоборств? В положении о создании отряда сказано: «…сотрудники обязаны выполнять поставленные перед ними служебные и боевые задачи». Общие понятия, надо наполнить их конкретным практическим содержанием.
В местном «Динамо» мне никто помочь с этим вопросом не смог. Кивали на Москву, мол, «дело новое, езжай туда, там скажут». Выпросил командировку, поехал. В министерстве меня просто погоняли из кабинета в кабинет, там тоже никто ничего не знал, отряды создали недавно, их методическая подготовка никакими регламентами еще не была прописана, дело шло самотеком.
Зато в ЦС «Динамо», в учебно-методическом отделе я, наконец, нашел нужных мне людей. Они, по крайней мере, меня не футболили, а усадили напротив и стали помогать разбираться, опираясь на свой большой жизненный и спортивный опыт. В то время там еще были те, кто лично знал родоначальников боевого самбо (БС) Спиридонова, Ощепкова и Харлампиева, внедрял эту систему в войсках и советской милиции.
Меня снабдили методическим руководством для организации тренировочного процесса по БС, дали еще кое-какие материалы также и по армейскому рукопашному бою (АРБ), накидали вчерне тренировочный план, надавали советов из практики и напомнили: «Упаси тебя боже, назвать где-нибудь в кабинетах руководства сотрудников отряда "бойцами". За такое любой замполит выдерет, как сидорову козу – у них это бзик, они говорят, что бойцов в милиции быть не может, противоречит политике партии».
С этим я вернулся и начал разворачивать программу подготовки у себя в отряде. Теперь все пошло, как по маслу, ведь на моих бумагах стояли чудодейственные штемпели: «Утверждено ЦС «Динамо» при МВД СССР. Москва». Мне даже выделили на два дня в неделю единственного тогда дипломированного инструктора по АРБ в крае, Олега М., который вел занятия в КГБ.
Остальное мы наработали уже самостоятельно, базируясь на утвержденных методиках – группа специального назначения отряда была сформирована из действующих спортсменов-разрядников (не ниже первого), кандидатов и мастеров спорта. Базовые навыки имелись, на них прекрасно накладываются специфические методы таких тренировок.
Понятно, зачем я это рассказываю? Именно отсюда, из собственного практического примера и можно перейти к ответу на поставленные вопросы.
Мне приходилось встречаться с представителями разных спортивных и боевых стилей и школ. Для себя тогда еще сделал вывод: побеждает тот, кто крепче духом. Это личное качество, оно формируется сложным путем – что-то закладывает природа, что-то развивается в процессе занятий, вытекает из внутренних убеждений, целей в жизни, системы ценностей и круга общения. Не путать просто со злостью, такой человек может победить даже более сильного физически добряка, но сильному духом – проиграет всегда.
Таков мой ответ. С этим можно не соглашаться, разводить вокруг сказанного досужие рассуждения, ссылаться на сторонние авторитеты и даже на ютуб, где куча роликов научат любого случайного «ботаника» успешно противостоять банде злых гопников-ухорезов.
Я же из собственного опыта знаю: сначала должна быть ОФП, как основа силы, ловкости, выносливости. Года три, не меньше. Затем на нее можно наложить базовый курс одного из классических единоборств – бокса, борьбы, национальных ее видов. Это, еще лет пять, тогда будет наработана мышечная моторика, закрепятся стереотипы правильного проведения приемов и методов противодействия таким приемам. И только после этого, можно будет считать, что человек встал на путь мастерства, готов творчески развивать полученные знания. Потому что, как говорил еще товарищ Суворов: «В здоровом теле – здоровый дух».
А вот чудес, которые порой обещают нам всякие «родоначальники новых стилей», не бывает. Система должна быть апробирована практикой, а заявления: «Наш стиль – лучшее, что есть в природе» – шарлатанство.
К системе Кадочникова такое не относится, у этого человека очень сильный дух, он боец по внутренним своим установкам, имеет трезвый аналитический ум и большой жизненный опыт. Но вот формализованной методики этой «школы» я не видел и даже не знаю, существует ли такая. Поэтому говорить о «спарринге бойцов этого стиля», я не могу – вполне может оказаться, что это просто подражание, сегодня немало тех, кто пытается заработать на чужих именах.
На фото показательные выступления по боевому самбо и РБ для сотрудников спецподразделений Красноярского края и членов их семей, 1990 год. Судья на ковре – Олег М. Я здесь – за столиком главного судьи соревнований.