Этот вопрос напомнил одну давнюю историю…
Ваш Коба.
Когда меня турнули из розыска «зарабатывать стаж» в другой службе, я в конечном итоге «приземлился» в ППС. Еще точнее, тогда была объединенная структура, дивизион ППС-ОВО, занимался и охраной общественного порядка, и проверкой объектов, находящихся на сигнализации.
Вот, работаю там, задерживаем вечером одного мужичка на автовокзале. Проверяю его паспорт, вижу следы подчистки в шрифте фамилии. В паспорта тогда вписывали данные чернильной перьевой ручкой, не как сейчас. Ладно, есть основание для задержания, и сам по себе мужик ведет себя подозрительно, глаза бегают, нервничает, явно готов «сквозануть», да некуда.
Привозим его в отдел, сдаю мужика, пишу рапорт, уезжаем на маршрут. Часа через два вызывают обратно, говорят: «Тут вот несколько человек не успели отправить в приемник-распределитель, забирай их, вези на Хабаровскую, дальше сам знаешь».
Знаю, возил неоднократно. Это заведение, куда помещают лиц без определенного места жительства и рода занятий. Проще сказать, «бичевник». Там их проверяют в течение месяца, если нужно, выписывают новые документы, дают направление на трудоустройство.
Забираю в машину троих, в том числе, и этого, с автовокзала. Приезжаем в спецприемник, заводим в дежурную часть, там начинают оформлять бумажки, это процесс не быстрый. Пока суд да дело, выходим с водителем покурить на улицу.
Минут через пять вдруг с грохотом распахивается входная калитка, вылетает тот самый подозрительный дядя и рвет когти в сторону ближайших домов, там проходные дворы. Подрываюсь следом за ним, уже понятно, что обычный «бич» так просто не побежит – здесь ведь и кормят, и крыша над головой, и новые документы на руки.
Беглец заскакивает в подъезд пятиэтажки, я следом. Опережает он меня метров на тридцать, пока скачу по лестнице, слышу грохот чердачного люка вверху. Замысел понятен, хочет уйти по чердаку или крыше, выйти другим подъездом.
Вылезаю на чердак – темнота почти полная, ночь уже на дворе. Ни фонарика, ни черта. Пистолета нет тоже, это еще то благословенное время, когда в кобуре многие носили бутерброд, самое начало 80-х.
Ступаю тихо, наощупь, слушаю темноту. Под ногами шуршит балласт засыпки, мешает прислушиваться. Глаза понемногу привыкли, вижу впереди силуэт вертикальной балки, которая держит конек крыши. И за балкой – черное пятно, явно человеческая фигура.
Командую:
- Выходи, я тебя вижу, буду стрелять!
Немного погодя, выходит. Наручников у меня тоже нет, их тогда выдавали только в угрозыске, под роспись. Ладно, нужно вести его обратно. А обратно – люк.
Начнешь слезать первым – получишь по голове крышкой, она открывается внутрь, на чердак. Пустишь первым его – спрыгнет на площадку и опять побежит.
Командую, чтобы сел в люке, поставил одну ногу на железную лесенку, руку завел за спину. Держу его за эту руку, сажусь напротив сам, нащупываю ступеньку и тяну его следом. Оказываемся в люке вдвоем, вполоборота. В ту же секунду он бьет меня локтем свободной руки в голову, разворачивается и вцепляется уже обеими руками в лицо и шею, начинает душить.
Вот здесь стало совсем не смешно. Мужик достаточно крепкий, старше меня лет на десяток, ему чуть за тридцать. И килограмм на двадцать тяжелее. А я был тогда молодой и легкий, и мои занятия боксом в этой ситуации никаких плюсов не дают. Руки скованы люком и противником, фактически, борьба не на жизнь, а на смерть, кто кого пересилит.
И тут в голове вспыхнула сцена из фильма. Тот самый «Сыщик», который меня и побудил пойти в милицию. Момент, где матерый уголовник и молодой сержантик в такой же схватке сцепились на железнодорожной насыпи, между двумя проходящими поездами. Один в один, если не считать места действия. Вот какие совпадения бывают.
Закончилось все иначе, не по фильму. Спустя минуту поднялся на площадку мой водитель, который не видел, в какой подъезд мы забежали. Он просто открывал внизу двери и прислушивался. Пришел на шум борьбы, сдернул снизу за ноги моего соперника и по-крестьянски начал охаживать его пудовыми кулаками, пришлось в итоге отнимать, чтоб не убил.
Результат. Мужик – беглый уголовник, на счету несколько разбоев и грабежей. Паспорт поддельный, но неудачно исполнено, это и бросилось мне в глаза.
А водитель мой потом, когда ехали обратно, сказал:
- Ты, молодой, резвость свою на будущее придержи. Он бы тебя мог и на чердаке из-за угла, какой железякой порешить, просто тебе повезло. А в другой раз, может, и не свезет, если карта не ляжет.
Такая вот реальность. А везло мне и после, но выводы из таких случаев я всегда делал.