koba_sam (koba_sam) wrote,
koba_sam
koba_sam

О большом и маленьком шуме еще раз…

Вообще говоря, продолжения предыдущего поста о шуме не планировалось. Но некоторые вопросы, заданные мне там, заставили такое продолжение все-таки написать. Потому что ответить на них кратко не получается, а не отвечать вовсе – зачем тогда этот журнал?

Ваш Коба.



Если говорить о «звуке из компьютера», некоторые существенные аспекты вроде как отходят на второй план.
Например, вопрос сетевого питания.
Почему?
Потому что компьютер питается от блока импульсного напряжения. То есть, ему совершенно безразлично, что он получает из электрической розетки.
Ну, почти безразлично – было бы оно, главное, переменным напряжением 220+/_10вольт и частотой 50-60 Герц. Остальное он «дорисует» самостоятельно. Такова и вся цифровая техника – качество электропитания для нее некритично.

Однако, не все так просто.
После компа у нас имеется целая цепочка устройств: ЦАП-УНЧ-акустическая система.
И вот уже для них качество питающего напряжения – главный критерий. Потому что, как ни крути, а после ЦАПа сигнал из цифрового формата переводится в аналоговый.

Вот это следует помнить всегда: электроакустический звук (музыка) – это электрический ток сетевой розетки, модулированный полезным сигналом.

То есть, чем мы «накормим» свою систему – то на выходе, многократно усиленное, и получим.
Ну а что творится в наших сетях, думаю, рассказывать особенно не нужно.
Кошмар там творится, другого слова не подобрать.
Не считая скачков напряжения, когда от номинала свободно может ускакать вниз или вверх на пару-другую десятков вольт, есть еще и огромное количество импульсных высокочастотных помех.
Потому что сегодня в каждой квартире и пылесос, и микроволновка, и кондиционер, и другие бытовые удовольствия. И каждый из этих приборов добросовестно выбрасывает в сеть ВЧ-помеху в широком спектре.

О качестве проводки – и вовсе говорить бессмысленно. В домах старой постройки она вся не только алюминиевая, но к тому еще и давно на «скрутках». А сечение провода никак не предусматривало нынешние аппетиты потребления.

В общем, с таким положением дел даже заикаться о хорошем звуке нельзя.

Поэтому, прежде чем покупать дорогую аппаратуру, нужно привести электросеть в «божеское состояние». Хотя бы – в зоне своей ответственности, от домового распределительного шкафа до питающей розетки.

Раньше, лет 40-50 назад, когда сеть была еще «почище» и поновее, все равно ставили стабилизаторы напряжения. Вот, например, как это могло тогда выглядеть:



Здесь на фото слева – сам стабилизатор. А справа – «улучшайзер дяди Пети» (:-). Фильтр ВЧ-помех, собранный умелым дядей (Петей) на проходном конденсаторе и броневых дросселях с симметричными противофазными обмотками.

Нечто подобное (конструктивно) сегодня содержится и в распространенном бытовом фильтре типа «Пилот». Но, вероятнее всего, оно сейчас хуже качеством и собрано шаляй-валяй – дядя Петя, нужно признать, свое дело знал куда лучше (:-).

Вот так выглядит мое оборудование, питающее звуковую аппаратуру:



Стабилизаторов я перебрал много. По существу, их схемы и элементная база, на поверку почти одинаковы. Меняется только шильдик на передней панели. Внутри – давно знакомый Китай. Если повезет, «хороший Китай». То есть, не будет нужды стягивать покрепче гудящий трансформатор, менять конденсаторы и пропаивать соединения, собранные «на соплях».

Так или иначе, открывать любой новый стаб все равно нужно – стоимость сгоревшей аппаратуры многократно превышает эти трудозатраты.

На стабилизаторе сверху – фильтр ВЧ аналогичной мощности, они работают в паре.

Справа – устройства, отсекающие фатальные скачки напряжения и позволяющие установить для этого рабочие рамки отсечки с точностью до одного вольта.

Да, не забудем еще вот что. Суммарная электрическая мощность звукового оборудования должна быть в три раза меньше, чем номинал стабилизатора напряжения. Потому что в пиках сигнала (особенно по НЧ) потребляемый ток может «просадить» нашу питающую цепочку – со всеми вытекающими отрицательными для звука последствиями.
Ну и автоматы на щитке должны быть подобраны по току срабатывания, с учетом суммарной пиковой нагрузки. Кроме того, при включении стабилизатора его переходные процессы нередко попросту вырубают слабые автоматы.

Важно: не пытайтесь запитать аналоговую звуковую аппаратуру от компьютерного источника бесперебойного питания типа UPS – он предназначен только для цифровых устройств. И даже если по мощности выдержит, (что вряд ли), выдаст вместо синусоиды меандр. То есть, сигнал прямоугольной формы и переменной полярности. Значит, ожидаемый вами баритон – станет «козлетоном», а опера – рэпом (:-).
Вот сравнительный график, здесь все наглядно:



Идем дальше.

Недавно я стал счастливым обладателем уникальной коллекции.
У меня есть старинный приятель. В начале 80-х он работал звукоинженером Дворца спорта «Енисей». Красноярцы знают, что в те годы другого концертного зала в городе не было. Вот этот единственный концертный зал на моем приятеле, фигурально выражаясь, и держался (:-).

Трудно назвать звезду эстрады, не побывавшую в то время в Красноярске.
Рулил «Росконцерт», но все серьезные «звезды» уже имели и кое-какое выездное оборудование, и, главное, высокие запросы.
Понятно, акустику с собой не тащили, обходились предложенным на месте. Но в части инженерного обеспечения – случались эксцессы. Бывало, доходило до крайкома партии – «А.Б.П. не может петь, мы не обеспечиваем её технический минимум…»

Естественно, поднимался хай до потолка. Но криком такому делу не поможешь. Нужны инженерные знания, смекалка и умение «варить суп из топора».

Такой человек у нас был.

И уже вскоре личный звукоинженер А. Б.П., товарищ А.К. знал – перед визитом в Красноярск нужно позвонить во Дворец спорта. И задать вопрос: «Будет ли рулить Эдуард А.?» Потому что если не будет – визит лучше отложить.

Вот этот Эдуард А. – и есть тот самый мой старинный приятель.

А теперь он собрался поменять климат по показаниям здоровья. Пришел недавно ко мне и принес чемодан старых пленок. Вот таких:



На пленках – все концерты, записанные тогда здесь, во Дворце, в период с 1982 по 1987 годы. Уникальные записи.
Чем писалось? А вот чем:



Знаете, что это за магнитофон? Это МЭЗ-28.
Ничего вам не говорит? Тогда – расскажу короткую историю.

В середине 90-х в Москве я знал одного фирмача. Человек он был технически грамотный, инженер, получивший прекрасное фундаментальное образование. Немец. Владел одной из крупных фирм, имя ее на слуху.

У него была мечта. Он хотел заполучить в собственность МЭЗ-28. Потому что знал, лучше этого устройства никто нигде ничего никогда не сделал.
Аналоги, хоть и немногочисленные, были. Но лучше – не было, факт.
Ламповый магнитофон с частотным диапазоном 30-16000 Гц, скоростями 38 и 76 см/сек. и коэффициентом гармоник в канале записи 1%.

Однажды ему все-таки нашли и привезли этот магнитофон. Тащили, конечно, вдвоем, тяжелая железяка.
Немец офонарел, сел на стул и спросил, говорят, только одно: «Сколько я должен?..»

Ему ответили: «Триста долларов…»

«О боги, о боги!...»
Расказчики вспоминают, он повторял это еще полчаса. Вероятно, оно должно было означать: «Народ, раздающий свои шедевры бесплатно – непобедим!..»
(:-)

Вот этим магнитофоном и писалось. Но у меня такого, конечно, нет. Поэтому мне переделали стандартный «Союз» – заменили одну из головок (у него их три) и увеличили кратно скорость протяжки:



В общем, если этой зимой будет время…

Ну, осталось ответить еще на один вопрос.
Что я обычно слушаю?
Конечно, вот это (:-):



Или вот это:



Но чаще все-таки вот такое:



Пока все. Об акустике, усилителях и «магии проводов» поговорим позже.
Кстати, один проводок (вместе с магией) у меня есть лишний.



Легко меняю его на предложенное. Например, на стеклопластиковый катер со 150-сильным водометом. По цене «то на то» и выйдет (:-).

Tags: "О большом шуме-2"
Subscribe

  • Без ГМО

    В почте ЖЖ: «Мне не нравится ваша литература, она слишком натуралистична». Это нестрашно, рынок предложений велик, вы всегда можете…

  • Союз писателей

    Единственный «Союз писателей», в котором я состою. И то – не сам вступал, жизнь так распорядилась... Ваш Коба.

  • Пофиг, пляшем

    «Говорят, вы на ФБ заявили, что уходите из писательства, это правда?» Нигде я такого не «заявлял», как можно уйти оттуда,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Без ГМО

    В почте ЖЖ: «Мне не нравится ваша литература, она слишком натуралистична». Это нестрашно, рынок предложений велик, вы всегда можете…

  • Союз писателей

    Единственный «Союз писателей», в котором я состою. И то – не сам вступал, жизнь так распорядилась... Ваш Коба.

  • Пофиг, пляшем

    «Говорят, вы на ФБ заявили, что уходите из писательства, это правда?» Нигде я такого не «заявлял», как можно уйти оттуда,…