koba_sam (koba_sam) wrote,
koba_sam
koba_sam

Category:

Шпионские страсти...

Подкидывают, порой, загадки старые советские фильмы. Как-то я уже об этом писал. В то давнее (уже теперь) время некоторые фильмы смотрелись совсем по-другому. И внимание наше цеплялось за другие факты. И понимание, в итоге, формировалось иное. Не зря, в общем, сказано, «бытие определяет сознание».

Ваш Коба.


Я теперь вот о чем. Посмотрел старый фильм «Приют странников». Ничего особенного фильм собой, в общем, не представляет. Экранизация одного из детективных романов, поставленная в 1990 году. Тогда я его не видел. Да и теперь, собственно, посмотрел случайно.

Сюжетная линия такова. Отставной полковник, в прошлом сыщик МУРа, приезжает в Москву хлопотать о пенсии. Останавливается в квартире друга-писателя. По случаю приезда организуется гулянка. В результате, трое друзей оказываются в кооперативном ресторане «Приют странников».

Назавтра полковник с больной, по случаю похмелья, головой, опять навещает ресторан. Но тот неожиданно закрыт. Причем, закрыт насовсем. Нет ни вывески, ни мебели, ни персонала.

Поблизости полковник обнаруживает местного участкового. Участковый тоже озадачен неожиданной пропажей ресторана, который только, неделю назад, открылся. Между ними происходит разговор, в котором полковник просит участкового выяснить кое-какие подробности этого, в общем-то, рядового события.  

Участковый обещает, но… вечером того же дня внезапно погибает, сорвавшись с крыши.

Весь сюжет пересказывать не буду, там три серии, фильм довольно длинный.

А если кратко, картина такая. Полковник-отставник, естественно, берется дело распутать. Ему помогают двое приятелей: писатель и журналист-международник. Расследование, понятно, частное. Но им удается, используя старые связи, привлечь несколько помощников из числа действующих оперативников. В результате, в помещении бывшего ресторана, под свежей бетонной подушкой обнаруживаются трупы восьми неизвестных. Самое интересное, что эти восемь человек – уже числятся ранее умершими. Причем, все поголовно, умерли, согласно архивам, во время отбытия наказания в разных колониях Союза. То есть, получается, зловещая загадка с рефреном «Иногда они возвращаются»… (:-)

Вот какая интрига. Крепко, в общем, закручено. Хотя, по сравнению с боевиками  нынешних времен – ничего особенного, даже стрельбы в фильме мало.

Но это на первый взгляд, ничего. Особенного, как раз, много.

Во-первых, фильм снят в советское время, пусть и в последний год существования СССР. А роман, положенный в основу, понятно, написан и того раньше. Стало быть, имеем первую загадку.

Выпуская фильм такого содержания на экраны, заказчик (государство) имел определенную конкретную цель. Какую?

Тогда у нас не было понятия «коммерческий кинематограф». И выдумать идею «из головы», да притом, рассчитывать на экранизацию сомнительных, пусть и вымышленных  фактов – нереально. Такое никто в прокат не пропустит. Фильм – или отражает социалистическую действительность, или – сразу несет приставку «фантастический».

Возможно, не всем понятна такая мысль. Объясняю. Фильм «Приют странников»  предлагает советскому зрителю версию, по существу, разрушительной политической  силы: в Советском Союзе есть коррупция. Причем, в высших эшелонах власти.

Именно, в высших. Поскольку по ходу расследования в фильме появляется фигура коррупционера – заместителя министра внутренних дел (в исполнении Ю. Соломина)
.

Вот он, получается, и есть – главный злоумышленник на государственном посту. И корысть его очевидна – за бешеные деньги (целый миллион рублей в ценах того времени) он освобождает неких загадочных товарищей от законного наказания.

Но и это еще далеко не все.

Во-вторых, следующая странность. Выясняется, что в ресторане в момент преступления  был еще один человек. В фильме он расплывчато назван «самым богатым человеком Москвы». Так вот он – почему-то – остается жив. Почему, по ходу фильма так и не становится ясно. Откупился? Действует заодно с преступным замминистра? Вовсе является реальным заказчиком устранения конкурентов-цеховиков? Любая из этих версий все равно требует предметного разбора – но нет и этого.

Наконец, третья, и самая большая странность. В конце картины чиновнику-злоумышленнику раздается телефонный звонок «сверху». Кто говорит, неясно. Мы слышим только голос, который извещает, что у заместителя министра «теперь есть только один выход».

Понятно, после этого преступный чиновник немедленно стреляется.

Хэппи-энд, преступление считается раскрытым, порок наказан.

Ой, ли? Извините, в свете высказанных выше сомнений, не верю.

По существу, просто оборвана цепочка, ведущая к «центру управления полетом».

В общем, фильм, как минимум, странный. Даже не тем, что грешит недосказанностью – такое случается, если сценарий «сырой» и рвется сюжетная линия. А здесь-то? В основе – продуманное художественное произведение.  

С какой, собственно, целью некто уничтожил восемь из десяти крупнейших подпольных «цеховиков Москвы»? Пожелал взять их «бизнес» под собственный контроль? Простите, это СССР, где понятие «бизнес» равно понятию «криминал». К тому же, все эти лица и так под его полным контролем.  

Вот и думай теперь, кому и для чего тогда был нужен этот фильм.

Вот, какая хитрая морковка…
(:-)

Ладно, будем считать, давно уже все это неактуально. Было, но быльем поросло. Случались и другие фильмы. Причем, в большинстве своем, как раз «идеологически правильные».

Вот, например, «Двойной капкан». Помните такую культовую картину середины восьмидесятых? Именно, культовую. Ведь если верить энциклопедии, этот фильм тогда посмотрело или 50, или даже 100 миллионов человек.

Тоже, конечно, детектив. Но, в отличие от первого, скорее, боевик. И герои здесь – вполне себе суперменского типа. А это – откровение для советского времени.

Оказывается, оперативный сотрудник, вопреки расхожему тогда стереотипу, может быть внедрен в банду под видом матерого уголовника! И даже действовать вполне уголовными методами, круша челюсти и размахивая совершенно не табельным оружием.

Здесь необходимо краткое отступление.

До войны в банды внедрялись. Внедрялись и в послевоенное время. Потому, например, фильм «Место встречи изменить нельзя» (и, конечно, сам роман Вайнеров «Эра милосердия»), вполне в этой части правдив.

Но уже в конце пятидесятых такое внедрение было запрещено приказом министра внутренних дел. Поскольку встало вразрез с новой идеологией правоохранительных органов: «Организованная преступность в СССР в целом уничтожена». А раз «уничтожена», стало быть, внедрять оперативников больше некуда. Эта новая «линия» получила скорое подкрепление и в литературе, и в кинематографе: отныне милиция действует только с легальных позиций, ее ОРД (здесь оперативно-розыскная деятельность) полностью «прозрачна». (Ну да, не считая т.н. «второй части ОРД» под грифом «Совершенно секретно». Но об этом гражданам знать необязательно). (:-)  

Открою даже тайну (хотя с распадом СССР это уже и вовсе не тайна) – номер того приказа о запрете внедрения – «0030сс».

Но вот в нашем «Капкане» – действует как раз оперативник органов госбезопасности. То есть, приказ МВД №0030 на него не распространяется.

А кличка у него по фильму, ни много ни мало, «Ферзь». А такую кличку, каждому понятно, нужно заслужить.

Вот вам тот самый «Ферзь», и его подвиги, любуйтесь:

В общем, фильм произвел тогда впечатление на многих. Немало из него пошло в народ и «крылатых фраз». Например: «Пусть трактор работает – он железный». Или: «А я – солист. Я не пел. Я три года на зоне капусту солил». (:-)

Кстати, фильм снимался в Риге и в Юрмале. А Юрмала в то время – одно из самых фешенебельных мест отдыха для трудящихся всего Союза. Как же, «почти заграница»…

А на «заграницу» наш народ тогда западал не по-детски – о чем, собственно, фильм «Двойной капкан» и снят.

Есть там, например, некий иностранный господин, что снабжает фарцовщиков Блумберга и Адамсона порнографическими журналами и видеокассетами для растления невинного  советского народа. А взамен получает антиквариат, картины и иконы, тайно вывозя их «за бугор».

Но наши, конечно, не дремлют.

И вот, после головокружительной погони и жестокой перестрелки, наручники щелкают на загребущих руках расхитителей культурного наследия и агентов мирового империализма.

И звучит последняя крылатая фраза фильма: «Устал, капитан?..»

Кто-то уже готов углядеть в моих словах скрытую иронию и пройтись по поводу «прогнившей имперской идеологии большевизма»? И указать на то, что происки западных разведок существовали только в нашем воспаленном воображении.

Не торопитесь. Сначала послушайте вот какую историю.

В 1983 году я поехал поступать в Горьковскую школу милиции. Было у меня к тому времени за спиной уже почти три года службы в сержантских лычках. Так что, имел я все основания рассчитывать на льготы при поступлении. К тому же, имелись и некоторые спортивные достижения. А это – тоже немаловажный фактор. Я собирался стать офицером и инспектором уголовного розыска. В идеале – таким, как Глеб Жеглов. Ну, или, хотя бы, как Коля Кондратьев из сериала «Рожденная революцией».

Поехал, но не поступил. Вернее сказать, даже документы подавать тогда передумал.

А причина была такая. Встретил одного старого знакомого, приятеля нашей семьи, подполковника из Риги. Как он тогда оказался в Горьком, сейчас уже не помню. Но помню, что он неожиданно цепко за меня ухватился.

Не в прямом, конечно, смысле, ухватился. А предложил вдруг работать в Риге, в  должности младшего инспектора УР. А потом, мол, и ВУЗ подберем покруче, и жильем  сразу обеспечим, и прочие всякие вкусные коврижки…

- А чего – спрашиваю я его – вдруг, вот так и сразу?..

- А нам – отвечает – спортсмены по твоему виду во, как нужны! Ну и другие соображения тоже имеются…

У меня, кстати, тоже кое-какие соображения имелись. Например, по тому же спорту. Дома непосредственное мое начальство спорт не жаловало. И при каждом удобном случае доказывало это делом. То на сборы не отпустят, то политзанятиями замордуют в личное время. Мне, в общем, пора на тренировку, а замполит железным голосом чеканит тезисы очередного партсъезда. И попробуй, не сдай конспекта…

Непростая складывалась ситуация. Как нужно выиграть соревнования – изволь отстоять честь родного отдела. А как отстоял – никому неважно, когда будешь готовиться к новым победам. Диалектика материализма, короче. Подпорченная головокружением от успехов.  (:-)

А тут – Рига. Столица, все такое. Да и молодой я тогда был. В молодости любое новое дело – в радость. А тут – вообще шикарные перспективы. Хоть, пока и на словах…

Ладно – думаю – съезжу, погляжу. Если не врут и все шоколадно, написать рапорт о переводе дело минутное.

Приехал. Встретили хорошо, толково. Разница в подходах сразу наметилась, очевидно. Да и знакомый подполковник был там не последним человеком в министерстве. Два дня, и меня «прикрепили» к одному хитрому отделу. Пока, конечно, почти нелегально, на уровне устного распоряжения.

А чем хорош человек, которого не знают на территории? Верно, его можно использовать для оперативного внедрения.

Помните, как Жеглов прорабатывал легенду Векшину, а позже Шарапову?

Ну, это, конечно, в кино. А как в жизни, подробно рассказывать не буду. Не люблю рассказывать тонкостей такой работы, пусть даже и четверть века спустя. Кому надо для дела – сам знает. А кому для интереса – для тех как раз фильм «Двойной капкан» и сделали… (:-)

Технологий, в общем, не выдаем. А вот некоторыми моментами давно минувших событий поделиться могу. Такие события, кстати, как правило, тщательно документируются.

Вот вам аллея. Юрмала. Лето 1983 года. Вдали электричка и здание станции «Булдури»

:

Обратите внимание на ствол дерева на переднем плане. На нем меловая метка-«маяк» в виде своеобразной «единички» с хвостиком вправо и точкой вверху.

Ничего не значащая загогулина для подавляющего большинства тех, кто шел в тот день этой аллеей.

Но только не для меня.

Увидев этот «маяк», я должен двигаться к пляжу до пересечения улиц, свернуть налево и оставить на одном из деревьев ответную метку. Если - «Хвоста нет, готов к встрече», - перевернутую «единичку». А если - «Проверяюсь, есть сомнения» - такую же, как на первом дереве.

Как видите, перевернутая. К встрече готов.

Отсюда я пойду прогулочной походкой в сторону моря. А вот тот гражданин в спортивном костюме, что маячит расплывчатым пятном на заднем плане снимка, чуть погодя тоже  отправится вслед за мной.

Встретимся мы вот здесь, на открытой веранде шикарного ресторана «Юрас перле». Между прочим, сама Алла Борисовна с товарищем Паулсом не гнушались сюда захаживать многократно.

Кстати, говорят, этот ресторан в девяностых годах сгорел в результате передела сфер бандитского влияния. Может, врут. Не знаю, не проверял. Но если сгорел, жалко.

А тогда-то, стоял, как новенький:

По легенде я – эмиссар неких барыжных «деловых кругов» Урала. Ищу в Риге контакт для организации канала поставки «опиума для народа» - порнухи и видеокассет. Причем, хочу  взять очень большую партию. Настолько большую, что мною, явно, должны бы  заинтересоваться организаторы всей этой подпольной аферы на территории Советской Латвии.

Дальнейшие подробности опускаю.

Мною заинтересовались. После двух предварительных разведывательных встреч было  назначено время и место передачи пробной партии товара.

Вот это место. Последние две минуты перед задержанием. Брали их, кстати, жестко. Так что журнальчик, который у меня на коленях, думаю, не сохранился… (:-)

Я вошел в эту операцию на завершающем этапе. Тому предшествовала длинная многомесячная комбинация. Группу разрабатывали долго, осторожно и тщательно. Ну а я «вписался» сюда случайно, по стечению известных вам теперь обстоятельств.

Не сомневаюсь, что где-то в пыльных закромах старых архивов и до сих пор хранятся папки с подробностями того давнего дела. Хотя, возможно, на волне «десоветизации» свободной и независимой демократической Латвии они полетели в костер буржуазной революции.

В любом случае, думаю, есть все-таки в мире какая-нибудь гуманитарная организация, которая хранит свои и чужие тайны для истории. И это, полагаю, правильно. Нельзя быть независимым от истории. А то вечно будешь наступать на одни и те же грабли… (:-) 

И у меня вот – кое-что тоже сохранилось. Хотя, конечно, и в нарушение всех писаных правил того времени. Это ведь – кадры оперативной съемки по делу государственной важности. А передал мне их парень из «семерки», игравший роль моего «подручного-телохранителя». У него был «Минокс», вмонтированный в зажигалку. Изрядно, думаю, он тогда подорвал здоровье, каждые пять минут прикуривая очередную сигаретку… (:-)            

Поняли, на что я здесь все время намекаю? Может быть «Ферзь» - я самый и есть? (:-)

А что, если сопоставить фотографии из фильма, и мои – много схожих элементов. Даже картина вон, на стене имеется. Не говоря уж о журнальчиках сомнительного содержания. Правда, интерьер на экране побогаче. Но это ведь одна видимость и бутафория…

Шутка, конечно. Образ «Ферзя» собирательный. Но консультанты фильма «Двойной капкан» об этой реальной операции, безусловно, знали.

Кто-то хочет возразить, мол, «все это замутили наши местные барыги в целях личной наживы»? Это не так. Наших местных использовали, играя на тех самых целях. А снабжали их по линии одной гуманитарной организации. И позже по этому факту даже кого-то выдворили за пределы. Но это было уже без меня. Я в Риге не закрепился. И это уже другая история…

Вот какой ерундой я порой занимаюсь в этом журнале. Вспоминаю всякие байки. Вытаскиваю из небытия дела давно минувших дней. И даже поминаю всуе разные гуманитарные организации.  Вместо того чтобы писать умные и скучные книги. (:-)


Tags: "Приют странников" "Двойной капкан"
Subscribe

  • Без ГМО

    В почте ЖЖ: «Мне не нравится ваша литература, она слишком натуралистична». Это нестрашно, рынок предложений велик, вы всегда можете…

  • Союз писателей

    Единственный «Союз писателей», в котором я состою. И то – не сам вступал, жизнь так распорядилась... Ваш Коба.

  • Пофиг, пляшем

    «Говорят, вы на ФБ заявили, что уходите из писательства, это правда?» Нигде я такого не «заявлял», как можно уйти оттуда,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Без ГМО

    В почте ЖЖ: «Мне не нравится ваша литература, она слишком натуралистична». Это нестрашно, рынок предложений велик, вы всегда можете…

  • Союз писателей

    Единственный «Союз писателей», в котором я состою. И то – не сам вступал, жизнь так распорядилась... Ваш Коба.

  • Пофиг, пляшем

    «Говорят, вы на ФБ заявили, что уходите из писательства, это правда?» Нигде я такого не «заявлял», как можно уйти оттуда,…