koba_sam (koba_sam) wrote,
koba_sam
koba_sam

Category:

Литература? Нет ничего проще...



Отвечаю…

Ваш Коба.


UPD. "Коба, у вас есть литературные премии?"

Никак мне нельзя. Наша фамилия собрала в свое время вскладчину столько высоких литературных премий, что вышел тут явный перебор и перекос в этом творческом параграфе. И в моем поколении - категорически такое запрещено.

Я же - обязан трудиться в поте лица, без всякой премиальной компенсации, отрабатывая карму предыдущих мастеров русского слова.
(:-)

UPD2. "Это вы так элегантно пнули современные российские литературные премии в иносказательной форме?)))"

Это я сказал, прямым текстом: признание от имени невнятной "литературной тусовки" меня не интересует.
"Российского" в ней - только язык. А "литературного", - что сама себе приписала.

Когда-то давно говорили: «Газета живет три дня». Это было в те времена, когда за периодикой выстраивались по утрам очереди возле киосков, а тиражи иных газет исчислялись миллионами экземпляров. Читала вся страна, нередко, передавая из рук в руки. Потом, обсуждалось, уже изустно.
Те самые «три дня», в общем.

Уровень текстов центральной прессы был весьма высоким. Несмотря на «заштампованность», с которой боролись, но признавали: это – один из элементов «школы». По крайней мере, если речь шла о передовых статьях первой-второй полосы. Стандартный газетный язык того времени – своеобразный феномен, его еще будут изучать когда-нибудь позже.

Это я говорю, чтобы обозначить «линию раздела». Вот в те годы – действительно, профессии писателя и журналиста отличались существенно. Книги, в отличие от газет, «жили» годами и десятилетиями. Книга могла быть слабой. Но безграмотной она в те годы быть не могла. Такую просто не издавали.

Сегодня – пожалуйста. Любая белиберда – за ваши деньги. Без денег, тем более.

Таким образом, вот вам первый критерий: пишите о том, в чем разбираетесь хорошо. Почему сегодня засилье фантастики? Потому что там можно писать любой бред. Будет написано бойко и увлекательно – прокатит на широкую читательскую аудиторию. Больше ничего не нужно, считайте себя гамбургером в «Макдональдсе».
(:-)

Задайте себе вопрос: «Книги, каких современных авторов я могу безошибочно узнать по языку изложения»?

Вот вам второй критерий. Нужно найти свой язык. Как это сделать? Научиться слышать «обертоны» текста. То есть, его «нотную и тембровую нюансировку». В принципе, услышать это способен каждый. А вот систематизировать и потом положить в основу собственного языкового стиля, далеко не все. Учат ли сегодня этому? Не знаю. Возможно, где-то и учат. Вряд ли, «на потоке». Это и есть один из элементов той самой «школы». Боюсь, носителей такого знания осталось немного.

Я этому не учился специально. Сложилось, что рос в семье, где все занимались языком профессионально и многие годы. Хочешь, не хочешь, а в голове все равно остается.

Я, скорее, не хотел. И выбор профессии был сделан совершенно в другой области. Кстати, уверен – сохранись СССР, я никогда бы не начал писать. В той жизни это было для меня не характерно и потребности не вызывало.

Сочинения в школе я, понятно, писал. И получал за них тройки. Спасала только «интуитивная грамотность», полученная от чтения многих книг. Правил языка я тогда не знал, запятые расставлял автоматически, имея в голове «стандартный набор практических примеров». А тон своих сочинений просто копировал, повторяя прочитанных авторов.

Вот, третий критерий. Не копируйте. «Выписаться» из слабого, но своего языка в автора хорошей литературы – можно. Из хорошо же скопированного, но чужого – нет. Это не мой вывод, такое сказано многими. Вспомните, например, «раннего» Маяковского – «розы-грезы» и прочая слащавая чушь. Маяковского можно не любить, но отказать ему в авторстве собственной «языковой школы», нельзя.

Четвертый критерий – точность. Возьмите любой предмет, опишите его на бумаге. Теперь читайте написанное, переводя каждое слово в умозрительный образ. Похож этот образ на реальный прототип? Насколько похож? В чем отличие? Почему не получилось отразить словом точное свойство? И так далее, пока не получится «фотография на бумаге».

Пятый критерий – краткость. Что можно убрать из вашего описания, не нарушая картину в целом? Пробуйте. Если картина рушится, возвращайтесь к началу, ищите другой путь. Зачем? Затем, что краткость – сестра таланта. Известное выражение. И оно – правдиво. Из завала избыточных фактов и придаточных предложений – читатель устанет выскребаться. Перегруженная фраза ведет к разрушению «полотна произведения». Здесь, как на обычной дороге, – нагрузил лишнего, – отскочат колеса.

Шестой критерий – избегайте «украшательства». Это не дублирование предыдущего пункта. Многие путают понятия «образность языка» и «языковые рюшечки».

«Образность» – способность речи создавать наглядные, яркие, запоминающиеся картины предметов и явлений. «Рюшечки» – сборчатые полоски ткани, пришиваемые к рукавам и подолу платья для подчеркивания легкости бытия и характера пользователя. Бывает, такое нужно по ходу письма, чтобы закрепить образ вашего конкретного литературного персонажа. Но если выберете такой «фасончик» текста в целом, этот образ уже закрепят за вами лично.

Седьмой критерий – содержательность текста. Это значит, в тексте имеется глубокий внутренний смысл, поданный убедительно и наглядно. Содержательность – одно из непременных свойств интеллекта. На эту тему много написано. Начните, например, с Ломоносова: «Краткое руководство к красноречию», 1744., «Риторика», 1748.

Восьмой критерий – внутренняя системность произведения. Даже небольшой рассказ – все равно обязательно содержит определенную текстовую структуру, обеспечивающую его целостность, соответствие законам логики и литературной гармонии.

Если же не содержит – это посиделки на завалинке, записанные «птичьим языком твиттера». Графомания это, короче,
«письмо ради письма».

Есть и другие критерии. Но у нас тут не лекция в университете. И я не лектор, а всего только старый Коба, который живет в глухой сибирской тайге и разводит кроликов.
(:-)
Tags: литучеба
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments