koba_sam (koba_sam) wrote,
koba_sam
koba_sam

Category:

«Почему мы так озверели»

Макаревич опубликовал на «Снобе» комментарий по поводу взрыва в «Домодедово», озаглавив его «Почему мы так озверели»:

 

«Я не знаю, что с нами со всеми происходит. Ну да, вот опять взорвалось. Целый год в Москве не взрывалось, и вот опять. Ну да, ужасно. Но сегодня, к сожалению, взрывается по всему миру. Почему взрывается — тема для отдельного разговора. Я про другое: почему мы так озверели?

Озверение висит в воздухе. Я ищу ему причину — и не нахожу. Что, мы стали так невыносимо плохо жить? Я помню времена, когда мы жили значительно хуже, причем все. И ничего, не зверели. Так разонравился Путин, который еще позавчера всем так нравился? Нет, не в нем дело. Половина молодых людей, вышедших на Манежную площадь, не смогла ответить на вопрос, почему они туда вышли. Вышли и все Есть теория, согласно которой людское возбуждение является результатом ненормальной солнечной активности. Если так, то совсем плохо: два года подряд солнце обещает быть очень активным. И что нам теперь, глотки друг другу перегрызть?Я вообще не интернетный человек, но тут случайно окунулся в западную блогосферу и ахнул: там нет и толики того хамства, которое в нашей среде идет за удаль, а то и продвинутость. Почему так?А ведь это висящее напряжение находится в положении неустойчивого равновесия, и вот-вот найдется какая-нибудь сволочь, которая умело направит это дело в нужное ему русло. И пойдем мочить кавказцев. Или ментов. Или переворачивать машины с мигалками.Может, попробуем хоть немного успокоиться? Вспомнить, что есть доброта. Сострадание. Должна быть. Где-то внутри. У кого не получается — сходите в церковь, вон их сколько понатыкали. Вдруг поможет.И вот только таксистам, которые в день взрыва в Домодедово ломили тройную цену, я бы бил морду. Лично.

Вы уж меня простите».

«Сноб» обсудил – в свойственной политкорректной манере, без перехода «на личности». Впрочем, без перехода и к существу вопроса. Свели к ленивому осуждению рвачей-таксистов и завершили указанием на то, что, де, «их тоже можно понять, это бизнес – и ничего личного».

Можно бы, пожалуй, усмехнуться, сказать: «ну, собственно, подтвердили высокое звание сноба и гражданина – каждый, как умел». И отметить для порядка очевидный холодок «между строк» - граждане-снобы, в рамках аккуратной политкорректности, исполнили все же партитуру в адрес былого идола рока: «Нет, Гарри, ты не наш, нет, ты не наш…»

И Бог бы с ними, да вот одна незадача. А и вернее сказать, как раз задача, причем, сразу с готовым решением. Ведь – очевидно – ответ-то на поставленный Макаревичем вопрос как раз прозвучал. Как ни странно, именно вот он и есть, ответ: «их тоже можно понять, это бизнес – и ничего личного».

Разберемся в сказанном. «Бизнес -  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами…» - определение дает любимая нынче Википедия.

Под «лицами» в данном случае понимаются субъекты рынка, предприниматели-бизнесмены, обособленные физические явления в биологической форме «homo sapiens». Иным словом, частные граждане (именно «граждане», поскольку «рынку» соответствует сегодня социальная формация, именуемая «гражданское общество»).

Гражданское же общество – это «сообщество общественного договора в форме добровольно оформившихся ассоциаций и организаций и сфера самопроявления свободных граждан…» - та же Википедия (хотя, воля ваша, такое тяжеловесное современное определение сильно уступает старым классическим – от Локка и Маркса – но, пусть будет так).

Но вот теперь, если перестать приписывать сказанным словам иной смысл, получается истинный ответ: бизнес – самое «личное» из всех деловых проявлений гражданина. Поскольку «является его самопроявлением в интересах систематического получения прибыли от пользования имуществом, иными активами, продажи товаров и т.п.»

Таков вот и ответ на вопрос Макаревича (и, вероятно, многих других): именно потому и «озверели» - запутались в понятиях обособленного самолюбивого зоологического зверства.

Не следует хаять классиков обществоведения, изыскивая иные объяснения давно известным явлениям. Общество, движимое капиталом, заканчивает свое существование, наступает переход к иной экономической формации.

«Личное» нарушило все мыслимые границы «общественного», вернув миру «право сильного» как основной закон саморазрушения.

Это понимают там, где капитал закрепился давно, пройдя кровавый путь Реформации, истребив предтечу-феодализм и оформившись в крайнюю свою форму, империализм. Там, где капитал стал основой мировоззрения и отправной точкой суждений.

Этого не понять России. Ни рабовладельчества (в его исторически современном Европе, контексте), ни феодализма, ни капитализма в России не было. Крестьянская община и рискованное земледелие – вот тысячелетняя история страны. Потом – социализм – сначала,  через полную потерю государственности, затем – через возврат к той же «общинной идее» всеединства. И – вновь! – насильственный слом государственного устройства.

Удивляться, собственно, нечему. Еще частично живы даже те, кто по возрасту может быть отнесен к «первому поколению социализма». А два других поколения, старшее и младшее, деятельные и способные к труду, несут в душе его же, социализма, устойчивые приметы. И, чтобы не остаться вовсе «без руля и ветрил», суетливо хватаются за борт чужого корабля.

Тонет этот корабль. И попытки выстроить такой же, «по образу и подобию», обречены. Нет больше ни материала для постройки, ни почвы под ногами опоздавших строителей. Прав был Маркс в пророчестве «Рухнут оба» - предрекая и крах капитала, и, безусловно, то, что утянет его на дно.

Нужно строить другое.
Вот только нет нужды искать
«национальную идею» России, она неизменна веками и неотделима от страны:  «Нужно жить не для себя и не для других. Нужно жить со всеми и для всех».
 

Да, и вот еще что. Играя словом "свобода", чаще проверяй, не растет ли хвост.

Ваш Коба.               
Tags: Макаревич
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments