koba_sam (koba_sam) wrote,
koba_sam
koba_sam

Category:

"Стрелка компаса в бесконечное" (продолжение шестое)...

Продолжение.

Длинно, скучно, въедливо.
Ничего не могу поделать, из песни слов не выкинуть. Такое это было время, неторопливое, с тягой к наукам и глубокому знанию...

Ваш Коба.


- А трогать его нельзя, трогать нельзя… – задумчиво говорит Василий Спиридонович после моего рассказа. – Тут, паря, что-то интересное на подходе. И какую дудку играет здесь младший лейтенант Корнеев, знать пока не особенно важно нам. Потому что, его дудка явно не первая тут.

Возможно, и совпадение вообще.
И просто, затаившаяся он сволочь, пролез в наши ряды и гадит исподтишка.

Но есть ведь и такой вопрос в этой истории. Почему он в конце дает тебе неделю? Это играет против версии, что Корнеев «пробивает» тебя в интересах какого-то хитрого дяди.

Или, смотрят, не побежишь ли от греха, пока не навесили драку и новый срок, проверяют на характер?

А ведь должен побежать, если по уму рассуждать. И вот это – самый неприятный момент твоего рассказа. По идее, если ты обычный урка-блатарь, после такого чепе нужно мотать из города на полном газу. Ведь прихватят, и навешают заодно чужие «темнухи», не расхлебать.

И полагаться на слово мильтона ты не должен никак, зона научила. Если сказано: «неделя сроку» – это, может, «дядя добрый». А завтра, станет злой. И вообще, мягко стелет – жестко спать.

«Двойной капкан», так-то.

Поэтому, трогать Корнеева никак нельзя. Если кто-то смотрит со стороны, он сейчас соорудил толковую западню. И думает примерно так: «Участковый шуганул блатаря. Побежит блатарь из города – скатертью дорога. Не побежит – можно и присмотреть человечка для своих дел».

Но это, не весь расклад по ситуации у нас.

А если, там кто-то умнее? Тогда, это «вилка», как на шахматной доске. Побежишь, – вышел из игры, фигура с доски. Не побежишь, – «темная лошадь», не вписываешься в чужие расклады, имеешь скрытый маневр. То есть, опять же «фигура с доски».

Это и есть, «двойной капкан». Проигрываешь темп, теряешь качество, отдаешь инициативу противнику, все твои ходы – на ухудшение ситуации. И на контакт с тобой никто не выйдет тогда. И комбинация наша, считай, сгорела.

Что думаешь сам, что подсказывает «чуйка» внутри?

- Даже не знаю – говорю я честно. – Подсказывает, что «чуйки» тут мало. Надо бы обложиться фактами, да их пока – с гулькин нос. Кстати, Василий Спиридонович, было у вас на практике, что дела раскрывались на одной этой самой оперативной «чуйке»?

- А почему же, было! – Василий Спиридонович смеется – зазря ты этого качества не принижай. Не все объясняется логикой. Я, например, иногда думаю: вот, человек. Двадцать пять первых лет жизни, он учится у других.

Понимаешь, целых двадцать пять лет!

А живет, в среднем, три раза по столько. Первую треть – тратит на опыт предков. Вторую – набивает шишки самостоятельно, наступая на старые грабли. Последнюю – передает накопленное детям. И так, по кругу веков.

А мне бы хотелось, по-другому.

Скажем, чтобы накопленный поколениями опыт жизни можно было перевести в инстинкт. В безусловное знание, доступное уже при рождении человека.

Ведь наши инстинкты и до сих пор – всего только опыт пещерных времен. И даже цивилизация этого не рушит. Не рушит, но и новых инстинктивных знаний не создает.

А так бы, понимаешь, картина...

Вот родился, а уже знаешь, как надо жить. И первые годы тратишь на изучение последних достижений техники и наук. А как стукнуло восемнадцать, ты уже готов горы свернуть. Человек будущего в идеале.

Что скажешь на такой расклад?
Или, это уже коммунизм, и нам до него расти и расти?

- Не задумывался, по совести если. Коммунизм: «Каждому – по потребности, от каждого – по способности». Может, вы и правы. Мне самому странно: способности, скажем, на нуле. А потребностей, за горизонт.
И что, жить будет за счет других? Какой же это, выходит, коммунизм?

Наверное, должен быть какой-то механизм предусмотрен тогда. Например, как у вас: способными рождаются все. И каждый, с безусловной тягой к труду. А чтобы там украсть, или убить, вообще мысли нет.

Но как такое получить – вопрос. Я одно время взялся Маркса читать. Но на эту тему ничего не нашел. Может, не дочитал просто до этого…

- Может, не дочитал – соглашается Василий Спиридонович. - А может, об этом какие другие книги пишут. Всех книг не перечтешь, а с такой работой – и на газеты времени не хватает.

Я вот тоже читал Маркса. А он в одном месте и пишет: «Говорить о "естественной справедливости" – бессмыслица».

Понимаешь, какая мысль?

Если сюда подумать, выходит, в естественном виде и от природы своей люди – злы. И живут по закону волков.

А в другом месте, если по памяти: «Традиции мертвых поколений – кошмар поколений живых». В общем, закрепляет предыдущее, и указывает вести борьбу со своим пещерным прошлым.

Но не говорит, как хорошее, чего достигли уже, отделить от дурного теперь.

Голову сломаешь с этим Марксом.
С одной стороны, целиком за простой народ и коммунизм. А с другой – наворотил противоречий, простому народу через этот лес в коммунизм не пройти.

Наука, в общем. Нуждается в кропотливом изучении. А то, знаешь, взял у Маркса топор, да и рубанул сплеча. И весь лес на щепки перевел…

Да, забыл тебе сказать. Пришла экспертиза по паспорту погибшего Бабакова.

Так вот, фамилия в паспорте изменена путем подчистки и дорисовки фрагментов текста.
А выдан был этот паспорт гражданину Табакову Ю.А. Проверили по учетам, числится утраченным при неизвестных обстоятельствах. Проще, потерял по пьяной лавочке свой паспорт гражданин Табаков. И было это, – больше десяти лет назад. Написал заявление, получил новый.

Что у нас Маркс говорил про такое?

- Маркс говорил, не нужно верить в чудеса. Вот и еще одно чудо на поверку разоблачили. Но от этого ситуация не упростилась. Получается, погибший рисует фамилию, используя чужой паспорт.

Зачем? Еще бы тот «Бабаков» действительно проходил по мордовским лагерям, понятно. Взял похожую фамилию, переделал, окрасился в арестанта со стажем. Смысла не понять, но цель – объяснима.

А здесь? Ну, допустим, опасался, что за паспортом Табакова потянется след украденного документа, есть риск засыпаться на проверке. Но чем фамилия Бабаков тогда лучше? Та же проверка, несоответствие номера паспорта указанной в нем фамилии, – подделка документа, суд, статья, тюрьма.

- Ага, примерно так. Ощущение, что мужик просто хотел натурализоваться любым способом. А проверка его не пугала. Или, риск возможной проверки он расценивал ниже, чем потребность натурализации. При этом носил во рту зубной протез, цена которому – целое состояние у нас. И еще странную пулю, каких давно не делают в мире.

- Может, он из прошлого к нам заблудился? – говорю я, усмехаясь. – Пишут же в книгах иногда про такую фантастическую муру. Случайно открыл не ту дверь, и провалился в черную дыру времени, как в дачный сортир.

- Когда из прошлого, имел бы серьезное прикрытие – отвечает Василий Спиридонович, усмехаясь в ответ. – В прошлом, знаешь, не дураки работали, рисовали документы: любо-дорого взглянуть. Торопиться было некуда, потому что.

Продумывали все обстоятельно, ходы делали с расчетом на десять шагов вперед. Это тебе, паря, не в шахматы: там проиграл – отыграешься после. А бывают дела, где ставка больше чем жизнь. Помнишь, фильм такой еще был?

- Там про фашистов фильм, и про наших разведчиков. Вернее, про польских, но они же все равно, наши. И добывали военные секреты.
А тут – Бабаков, пастух-поденщик из сибирской глубинки, где самый секретный объект – водокачка за деревней в кустах.

Зубной протез, конечно, смущает. Но мы пока не знаем, кем был этот мужик раньше.

Может, опустился человек из-за пьянки, выгнали с ответственного поста, уехал, не смог вытерпеть позор. Может, вылетел из партии, жена ушла, еще чего. Да проворовался, наконец, дело возбудили, он и удрал. А там, по случаю прикупил ворованный паспорт. Надо же как-то жить, без прописки у нас – только уже в спецприемник.

- Все может быть – кивает Василий Спиридонович. – И чаще, как правило, так и бывает всегда.

И это – тоже, паря, наука: не пойти на поводу ложной, пусть и красивой версии по делу. И время потерял, и результата не нашел.

А как – не пойти на поводу?

Оценкой достоверности фактов и критическим разбором картины по розыску.

И это верно, что подвергаешь сомнению всякое, что само норовит прыгнуть в схему.

И та же «чуйка» тут, паря, имеет право не меньше, чем диалектический марксизм. Потому что, это твой личный опыт, помноженный на опыт прошлых поколений. И данный тебе в ощущении – весомо, грубо, зримо, как гвоздь в мозжечок. Тот же марксизм, только взятый не из книг.

Теперь давай к нашему делу. Диспозицию предлагаю такую.

Разговор с участковым тебя напугал. Ты судимый, чем такое кончается, знаешь.
Но и без денег уехать, не выходит пока.

Сказали – неделя сроку – так, значит, и быть.

Тебе в рабочую неделю набегает сколько, пятнадцать рублей? На билет до дому не хватит, а воровать ты не привык, другой масти.

Выходит, нужно искать дополнительный приработок теперь. Спроси у Марты, объясни ситуацию. Может, посоветует чего.

Ивану Григорьевичу скажи. Его знают, он может рекомендацию дать. В любом разе, слух об этом в народе пойдет.

А там, посмотрим. Пока нам нужно показать, что реакция твоя есть. Правильная реакция, логичная.
Если появится участковый на ларьке, выказывай уважение. Он тут власть, и ты это признаешь без оговорок.

А вот против Савки-шныря у тебя теперь аргумент. Это он тебя участковому «вложил». Не факт, но пусть оправдывается сам. Ему надо предъявить «западло», он сдал арестанта властям. Сам знаешь, в понятиях воровских за такое ломают через коленку и отправляют в терпилы по гроб жизни.


***

Первый, кого я вижу возле ларька утром, это Савка-шнырь.

Он топчется, руки в карманы штормовки, глаза виновато косят. До открытия еще час, он пришел загодя, очевидно, для разговора со мной.

Подхожу, Савка говорит:

- Ты, это, земеля, сразу волну не гони. Я тут поспрошал, тебя люди не знают лично по тюремной дороге. Но сказали они: «кого, если сам «Бес» в семью вписал, это надежный босяк, с правильным душком по нашим понятиям есть».

Зла не держи, слово на вороту не виснет. К тому ж, отквитался ты за резкое слово. У меня вон, зуба теперь нет…

Савка достает из кармана грязный носовой платок узелком, развязывает, предъявляет мне выбитый зуб.
Продолжает, аккуратно пряча сверток обратно в карман:

- Тут не скажешь, что за обиду не помстилось. Ну, хочешь, еще наверни раза, если в душе горит. Только, не по зубам, и так уже вставлять.

А мильтону кто «вложил», – тут моей руки нету!

Я сам себе по локоть отрублю, но «вкладывать» человека своей масти не стану!
Хочешь, могу даже землю съесть, и на колокольню в кресты забожусь. У меня это свято: век воли не видать, век шанежек не хавать, на легавый цвет…

Савка неумело крестится, сложив щепотью всю пятерню, добавляет:

- В натуре, Бог все видит, козла – убьет, а человека – не обидит!..

С этого концерта хочется ржать в голос. Но я пересиливаю себя, говорю хмуро:

- Ладно, зёма, замнем для ясности. Ты местный, вправе держать поляну от чужаков. Но базары тоже фильтруй, другой раз зайдешь, да не в козыри масть…

- Меня Савкой звать – он сует мне руку для знакомства – Заиграли, земеля, ушло в отбой.

Я тут «маленькую» прихватил, за рупь сорок девять, мировую по-человечески смазать. Давай разверстаем по два глотка, да я побег в гараж за трудовым рублем. Я там слесарю по третьему разряду, к зиме на четвертый перейду.

К вечеру опять буду, отлакируем пивом, чтоб на верняк и в дружбу босяцкую на века…


Tags: "Стрелка компаса в бесконечное"
Subscribe

  • Жаль только, жить в эту пору прекрасную...

    Вот я бы хотел дожить до дня, когда Россию, наконец, накажут всерьез – перестанут летать транзитом над ее территорией (ок. 55 тыс. рейсов) и…

  • Красота спасет мир

    Как понимаю, по Минскому туристу не высказался уже только ленивый. И этот ленивый – я... Ваш Коба. Ладно, выскажусь. Не удивлюсь, если уже…

  • "Хрестоматия спорта"

    Я периодически подумываю, не написать ли мне эдакую «хрестоматию спорта»... Ваш Коба. В легкой художественной форме, – такая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments